Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мои статьи

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психология и духовность:
проблематика взаимоотношений
в призме российской ментальности

 

Предисловие... Хочу отметить, что данная статья впервые публикуется в сети Интернет в полном объеме. В сокращенной версии она была представлена в апреле 2008 года на сайте Moscow-Faq.ru, с которым я давно сотрудничаю в качестве консультанта.

 

Нужно ли нам быть образованными и знать вообще, что есть на белом свете направления, связанные с психологией, скажем, с философией, к которым относится психоанализ? Миф о том, что россияне мало в чем нуждаются и могут существовать в режиме самообслуживания, силен неслучайно, и будет еще какое-то время благополучно существовать. Интересна такая деталь. В современной России многие православные люди против психоанализа. Но, в тоже время, некоторые психологи и психотерапевты, практикующие именно в традиции психоаналитической терапии, являются православными христианами. Вывод очевиден, прежде чем выступать против чего-либо, с той или иной критикой, нужно внимательно осмотреться вокруг, так сказать, изучить мир, в котором приходится жить. К примеру, тот же фрейдизм, столь нелюбимый в российской глубинке, довольно-таки неоднозначен. Надо отметить, что антирелигиозные взгляды Зигмунда Фрейда не отличаются глубиной мысли и далеки от научного подхода к вопросам религии, чего не скажешь о его последователях, которые нередко имели очень позитивное отношение к религии. В частности, Эрик Фромм был одним из любимых мыслителей, философов и психотерапевтов отца Александра Меня. Основателя психоанализа – Фрейда, нельзя причислить к верующим, в традиционном смысле этого понятия, но в тоже время нельзя и назвать антирелигиозным человеком, тем более - атеистом. Появившись в католической Австрии, наиболее широкое распространение психоанализ получил по сути дела в протестантской Америке. Увы, не лучшим образом обстоят дела и в современном православии, где мы видим не самый лучший образ возрождения духовности, так как часто за привычными церковными формами мы обнаруживаем психоаналитическую суть. Современный человек идет не столько каяться к Богу, сколько он идет поплакаться в рясу к священнику.

 

Моя формула здоровья

Моя формула здоровья, которую я вывел, обобщив все накопленные знания и собственный опыт, базируется на пяти составляющих. Первая и главнейшая составляющая - это гармония взаимоотношений души и тела. Остальные как бы «вытекают» из нее. Вторая составляющая - дыхание. Обычно мы не обращаем внимания на дыхание. Между тем дышать можно по-разному. Если верить Бутейко, то при неправильном дыхании человек может заболеть 156 видами заболеваний. Третьей составляющей здоровья является питание тела. Но питаться, как и дышать, надо правильно. В случае неправильного питания нас ожидают серьезные проблемы, такие как дистрофия и другие всевозможные патологии: от банального авитаминоза до онкологических заболеваний. Четвертая составляющая - питание души. Увы, но мы часто забываем об этой важном деле, сосредотачивая все свои помыслы на поиске пищи для физической части своего «Я». Пятая составляющая - это духовно-психологический иммунитет. Самооздоровление или самоисцеление - это не однократная акция. Это образ жизни, образ мыслей, стиль поведения. Это упорная, вдумчивая и регулярная работа, требующая терпения, силы воли и самодисциплины. Срок этой работы - вся человеческая жизнь. Очень важно, чтобы, приступая к самоисцелению, человек верил в успех. Он должен дать себе установку на укрепление здоровья. Это так называемая мотивация, которая зависит от степени сознания и развития. Если нет веры в успех, не стоит и начинать: результата не будет. Только зря время и силы потратите. Надо осознавать, что наше физическое самочувствие тесным образом связано с духовным здоровьем. И пока мы не наведем порядка в своей душе, бесполезно лечить тело. Плохие черты нашего характера, равно как нездоровые привычки (алкоголизм, курение и т.п.) отрицательным образом воздействуют на наше здоровье. Постарайтесь избавиться от них в первую очередь: не злитесь, не завидуйте, не мстите, никого не осуждайте, не обижайтесь сами и не обижайте других. Сделать это непросто. Потребуются время, настойчивость, выдержка. Но иного пути нет. Без мира, гармонии и согласия в душе обрести полноценное здоровье невозможно.

 

Две психологии

Из современного потока психологической литературы «человек со стороны» может сделать странный вывод: психологий сегодня, по меньшей мере - две. Одна - вполне стандартная строгая наука с серьезной экспериментальной основой. Это наука, для большинства читателей, но уж очень скучная и непонятная. Складывается ощущение, что никакого отношения к тому, что мы привыкли считать своей «психологией», она вроде бы и не имеет. Другая же психология представляет собою собрание общих рассуждений и метафор, которые не всегда можно отличить от философско-литературного творчества в стиле Достоевского или Толстого. Понятное дело, что подобную «метафору» никакими экспериментами и наблюдениями не проверишь...

Мы уже говорили, что человек наполнен невероятным количеством всякой всячины, в том числе и существующей только в виде возможности. Вот культурная психология, то есть психология, изучающая личность в поле культуры, где личность только и существует, - она должна, во-первых, осознать эту бесконечную множественность, во-вторых, понять, как эти схемы, эталоны, единицы строятся, как происходит формирование и опознание образа, как образ ситуации трансформируется в образ действия, а образ действия - в программу действия. И, между прочим, не превратить образ человека в рефлекторный, реактивный автомат, оставить в наших моделях место для свободы воли.

У философа Лосева А.Ф. очень отчетливо прописаны четыре главных медиатора нашего поведения: знак, слово, символ, миф. Очень важный медиатор я взял у святого Августина - концепцию персонального медиатора, который является посредником между людьми и Богом. Психология - это практическая деятельность по поиску себя, по поиску своей истины, по поиску своей правды, своего места в жизни…

По Ухтомскому, люди сначала научаются ходить, а потом начинают соображать, как им это удалось, - если, конечно, начинают. Вот также и воспитание души: вот оно происходит, и мы начинаем соображать, возможно, оно или невозможно. Но путь к этому воспитанию души идет через проникновение вовнутрь. Вовнутрь себя и другого. Этому, в принципе, можно научить любого, кто имеет желание и любовь к истине.

В принципе именно христианская психология, вернее православное учение о душе, а если еще точнее психология старцев, оказала сильнейшее влияние не только на творчество Достоевского, но и на мое мышление и творчество в рамках психологической практики. Это не случайно, история изобилует ярчайшими примерами достойного подражания. К примеру, св. Августина в предисловии к одному из наших первых изданий «Исповеди» совершенно справедливо характеризовали как первого психолога личности.

Духовное становление личности совершается всю жизнь. Это выявление и развитие талантов, данных человеку, раскрытие образа Божия, обретение единства ума, сердца и воли.

Выявления образа Божия, который присутствует в глубине каждого человека - закон жизни. Если человек не выявляет этот образ, и не встает на путь духовно-личностного развития, то неизбежно оказывается на дороге духовной деградации, ведущей в мир страстей и пороков. Путь духовно-личностного развития - путь верного выбора. У большинства людей это развитие идет посредством преодоления негатива и ложных выборов, так сказать через преодоление ошибок. Увы, но когда человек не выявляет дарованное Богом, его становление, как личности идет через кризисные ситуации. Отсюда слово «кризис», содержащее в себе два понятия: «суд» и «возможность».

Согласитесь, кризисная ситуация возникает тогда, когда ставится под вопрос все. В этот момент и открывается возможность покаяния – исправления и изменения жизни.

Выборы, осознаваемые или не осознаваемые, против собственной личности, против духовного «Я» уводят нас с верной дороги. В итоге - жизненный тупик. Почему? Вопрос конечно интересный, особенно если звучит из уст человека образованного, но духовно не просвещенного. Суть в том, что продвижение по этому ложному пути требует поступков все более и более греховных, которые уже трудно не совершать…, хотя человек и выстраивает линию психологической защиты, оправдывая, таким образом, свое поведение. Кто-то скоро останавливается на этом ложном пути, кто-то проходит длинный путь ошибок и заблуждений.

Как бы то не было, но момент остановки, когда человек задумывается на этом ложном пути, есть дар Господа. Ведь с этого момента остановки и начинается процесс духовно-психологического преображения человека. Здесь будет уместным вспомнить слова святителя Тихона Задонского: «К царству Божию редко кто идет от победы к победе, большей частью движемся мы туда от поражения к поражению. Но тот доходит, кто после поражения встанет, покается и пойдет вперед дальше, все ближе и ближе к цели, к которой призывает нас Господь».

И все же факт остается фактом, не все люди идут к Богу, в Церковь, к священнику за мудрым советом, а направляют свои стопы в кабинет к психологу. Что ожидают они получить? Вернее, будет правильно иначе поставить вопрос, а что тут может сделать психолог? Он может поставить вопрос о глубинных причинах кризиса, и поставить этот вопрос не в абстрактной форме, а именно на конкретном примере, именно в этой конкретной ситуации. Он может помочь узнать, увидеть глубинный конфликт под маской конкретного проявления. Но с другой стороны, психолог может остаться в плоскости научной психологии и побуждать человека к поиску духовно-психологических причин происшедшего. Но, этот поиск ставит нас перед фактами сложности и запутанности ситуации. И в этом процессе обнаружения психологических причин тупиковой ситуации можно увязнуть очень надолго. Это блуждание «вокруг да около» ведет только к новому тупику.

К примеру, человек жестоко относится, в воспитании, к ребенку. Закономерен вопрос — почему? Потому, что есть некие психологические, социально-психологические факторы, в частности, у него нарушен процесс формирования привязанности к ребенку, у него дефектная матрица родительского поведения, еще какие-то психологические причины.

Но, понимаете, что получается? В соответствии с этими причинами, которые мы установили, человек так себя и ведет. Но он и должен так себя вести в соответствии с ними. Самое важное, как противостоять воздействию этих причин. Осознание только их наличия не избавляет человека от их разлагающего влияния. Проводя психологический анализ и обнаруживая разнообразное присутствие нарушений в поведении, мы, оставаясь в рамках только психологического, упускаем из вида главную причину, которая определяет поступки человека и влияет на поведение человека.

Это - отказ человека от духовно-личностного развития, от выявления первообраза. Получается, в каком-то смысле, что тонкости психологического анализа могут быть полезны человеку верующему, но привыкшему, может быть, думать на языке светской психологии и философии. Однако здесь есть одно опасное «но», они (тонкости психологического анализа) могут помочь человеку и привести его к более тонкому осознанию греха, но они могут стать некой трясиной, в которой он увязнет, впав в рассуждения о грехе без покаяния.

Некоторые могут сказать, что обнаружение этого глубинного конфликта, о котором идет речь, это есть работа священника, пастыря, но не работа психолога. Однако, не все так просто. На мой взгляд, важно какую позицию занимает конкретный психолог в своей работе с людьми. Если он работает в творческом союзе со священником, то это оправданно и может дать очень хорошие результаты в решении трудных духовно-психологических проблем.

Естественно, что творческими способностями обладает только Господь, только Он может творить «из ничего». И, в той мере, в какой человек близок к духовному, в себе, в какой он близок к Богу, он тоже обладает творческими способностями. Если он далек, то он просто занимается самовыражением, выражением свой самости, своего идеализированного «Я». Он показывает, какой он интересный, какой он особенный, и это называется в наше время творчеством.

Каким же должен быть метод духовной психологии, каким должен быть иной подход, не естественно-научный ? Мы с вами говорили, что это бытийная установка познания, — это любовь к другому, бескорыстное отношение к другому, — такое отношение, которое помогает человеку обнаружить в себе свое истинное «Я», помогает ему раскрыть своего внутреннего человека.

 

Два принципа общения со своим «Я»

Один из них — это принцип вне-находимости, а другой — принцип доминанты относительно другого. Вне-находимость — это некоторая дистанция, которая необходима нам для того, чтобы увидеть за маской человека его лик, чтобы увидеть за внешними проявлениями человека истинное его лицо. Отсутствие дистанции часто приводит к отождествлению человека с маской, с лицом. Может быть, это довольно часто происходит в нашем общении с близкими, когда дистанция почти утрачивается, и мы сводим человека к неубранным тапочкам, к каким-то особенностям характера, которые для нас неприятны. То есть для восприятия подлинного человека необходимо найти правильную дистанцию. Вне-находимость содержит опыт сочувствия и сопереживания.

Второй принцип - принцип доминанты (явление, доминирующее, главенствующее в какой–нибудь сфере) ближнего. Если есть Кто-то (т.е. – Бог), Кто соединяет нас всех, тогда возможна доминанта «на каждом другом. Такая доминанта возможна как доминанта на духовном «Я» человека, на Образе Божием, а не на наличном «Я» человека. И, если нам в психологии и в педагогике удастся удержать такое отношение к человеку, если нам удается удержать вне-находимость, доминанту на другом, удается увидеть в другом Образ Божий, отнестись к нему диалогически, с верой в его духовное «Я», — тогда такое общение является и духовно-развивающим. Но развиваем, конечно же, не мы, потому что главное действующее лицо в диалоге не мы, а Творец этого мира - Бог.

 

Важность кризиса для человека с духовной точки зрения

В кризисной ситуации Господь дарует человеку возможность остановиться. Но человек не просит помощи у Бога, и это – есть ошибка. Если мы оказываемся рядом с Ним (с Богом), наше дело попросить помощи, наше дело воззвать. А дальше уже как даст Бог. Наше дело отнестись с верой в другого, а диалог или пойдет, или не пойдет. Или даны будут слова, которые вы должны сказать, — вы почувствуете, что нужно сказать, — либо они не будут даны. И, наверное, не наше дело теоретизировать. Есть такой соблазн — думать, какие слова в каких ситуациях даются, потому что это терапевтическая работа – работа психолога. Это – заблуждение! То, что нужно будет сказать, нам будет дано...

Можно сказать, что когда мы подходим к человеку с верой в его духовное начало, духовное «Я», оно начинает проявляться. И по мере проявления духовного у человека (у которого – проблема) меняется и видение ситуации, он начинает понимать, что сделал неверный выбор. Во-первых, он чувствует тягостные последствия своего неверного выбора: пустоту, бессмысленность, тоску, угнетение, уныние (иногда это от себя пытаются скрыть), видит это именно как последствия неверного выбора, и у него появляются силы для изменения своей жизни. Если диалог состоялся, то выясняется, что у человека иное видение ситуации, оказывается, что и обстоятельства вроде не такие тяжелые, и человек занимает более конструктивную позицию, пытается искать выход. У него для этого появляются силы, хотя перед этим была ужасная депрессия.

 

Ограниченность психологии без духовной основы

Могут ли так работать традиционные психологи, психотерапевты и психоаналитики? Всякий психологический метод ограничен, если он не имеет под собою духовной основы. Чем глубже внутренний диалог, тем успешнее и межличностный диалог с другими. Но что остается делать психологам и иным специалистам, не обладающим глубоким внутренним диалогом. Остается только одно, подходя к другому человеку, замечать за собой, что мешает тебе к нему приближаться. Говоря на духовном языке, мы пытаемся подходить к другим с любовью, и мы видим в себе, что мешает любить другого человека, что мешает создавать диалогическое общение. А мешают собственные грехи. Отсюда необходимость в самопознании и во внутренней работе над собой – в самосовершенствовании.