Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Мои статьи

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая помощь
в призме духовной психологии

 

Краткое предисловие...

Нижеследующая статья впервые публикуется в сети Интернет в полном объеме. Ранее, в ноябре 2007 году, в сокращенной версии она была представлена на сайте Moscow-Faq.ru, с которым я давно сотрудничаю в качестве консультанта.

 

Сегодня немало слов и понятий стали привычными и часто используемыми в нашем лексиконе. Одними из таких являются - «психология» и «психологическая помощь».

К слову, информация для размышления, адресованная тем, кто впервые соприкоснулся, скажем, сегодня, с психологией и тем миром, который с ней связан. Термин «психология» - греческого происхождения, в дословном переводе это означает - учение о душе. Поэтому, хочется предупредить, если вы решите углубиться в психологические сочинения и учебники с целью узнать нечто о душе человеческой, то будете разочарованы и озадачены: не только знаний и размышлений о душе, но и самого-то слова «душа» в них, практически, вы не найдете.

Данному парадоксу уже много лет. Еще в начале двадцатого века известный философ С. Л. Франк с горечью признавал: «Мы не стоим перед фактом смены одних учений о душе другими (по содержанию и характеру), а перед фактом совершенного устранения учений о душе... Прекрасное обозначение «психология» — учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области».

Как же так может быть? Поиск ответа на сей вопрос надо начать, на наш взгляд, с прояснения того, что подразумевается сегодня под самим термином «психология». Вполне очевидно, что этот термин трактуется неоднозначно. Особо следует выделить два значения.

В одном случае психология понимается как учение о душе, или – душесловие. Практическое применение такого подхода (психологическая терапия) относится к области душепопечения, целью которого в богословском понимании является спасение души. Эту психологию и принято именовать – духовной.

Во втором случае, психологию понимают несколько иначе, а точнее как - науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом аппарате мышления, памяти, внимания, эмоций и т. п., что можно изучать в экспериментальных и опытных исследованиях. Данная психология – научная или светская психология, хорошо знакома современному человеку, благодаря обильному присутствию многочисленных тестов на страницах наших газет и журналов.

Духовная психология, коренным образом, отличается от светской, так называемой – «объективной» психологии, ориентированной на методологию естествознания. Нам надо помнить, что там, где нет Бога, есть только одно - сплошная субъективность, а иначе продукт человеческого разума. Духовная психология исследует содержание и закономерности душевной жизни человека, стремящегося к восстановлению своей природы, искаженной грехом. Предмет этой науки — телесное и душевное, что, по словам отца Павла Флоренского, напрямую связано с волей и с устремлением человека.

Традиционная или научная психология рассматривает человека вне его устремления к Богу, вне его духовно-личностного развития. Присутствие негативных нравственных установок в этом мире, пагубным образом влияют на нашу душевную жизнь.

Духовная психология не является наукой, которая бесцеремонно разглядывает человека. Этим она и отличается от объективной психологии, ориентированной на методы естествознания, то есть ориентированной на субъект-объектный подход. Духовная психология опирается на особый опыт борьбы со страстями и свидетельствует о законах душевной жизни, и ее зависимости от духовного преображения. Подтверждением этого вывода мы видим в размышлениях святых отцов Православной Церкви, которые говорят о существовании определенных законов внутренней жизни, составляющих основу духовной психологии. Это закон совести и закон необходимости покаяния.

К сожалению, многие психологи сознательно отвергают богословские рассуждения на том основании, что они не совместимы с наукой, требованиями объективности исследования, экспериментальной проверки, повторяемости и т.п. вещами. Богословы, напротив, продолжают видеть в научной психологии заведомо ложную попытку ограничить, описать внутреннюю жизнь человека средствами экспериментальной науки.

Защитникам научной психологии следует помнить, что психика — это ведь не — душа. И чтобы осознать это различие, не надо специально получать богословского или психологического образования. Это понятно каждому здравомыслящему человеку.

Судите сами. Что получится, если мы в разговоре поменяем местами слово «душа» на термин «психика» в привычных выражениях типа: «я в нем души не чаю» или «мы живем душа в душу», или же «у нас царит теплая душевная атмосфера».

Смех и более ничего! И потом, возможна ли вообще объективность познания как следствие установки на безучастное и безразличное наблюдение, возможна ли вообще такая установка в познании? Наше отношение оказывается включенным в эксперимент. Наша отчужденность оказывает влияние на результат познания. Чем больше информации мы стараемся извлечь из человека, тем больше мы его меняем. Нашим отношением мы помогаем изменять реальность или мешаем изменять ее. В психологии, если мы подходим к человеку, как к объекту, мы выявляем именно его объектные свойства, и ничего другого.

Каждый человек хочет, чтобы его воспринимали не только как «носителя» болезни или проблемы, но и как целостную личность. Хочет, чтобы его лечили и помогали с учетом не только физических данных, но и — эмоциональных, духовных особенностей. Если психолог или медик в общении с человеком игнорирует какую-либо из сторон личности, у этого человека появляется ощущение собственной неполноценности, что, как правило, препятствует любой помощи. В состоянии большинства людей, особенно больных, превалирует духовный настрой, поэтому так важен особый психологический подход...

К примеру, многие тяжело больные, чтобы победить болезнь, обращаются к вере. И, как показывает практика, религиозная жизнь эффективно помогает справляться с физическими недугами. Чем выше уровень религиозности, тем скорее удается избавиться от депрессии, столь характерной для больных, чье физическое состояние на протяжении долгого времени не улучшается.

Не хотелось бы впадать в рассуждения относительно того, что мол, нужна или не нужна людям научная психология, скорее всего, что она была, есть и будет. И все же нельзя не отметить немаловажное обстоятельство, о котором следовало бы подумать тем, кто скептически относится к духовному наследию Церкви и пренебрегает советами служителей Бога. Научная психология может изучать только слой нарушений, который искажен грехом природы. И об этом, надо признать, она может сказать очень много. Но, чтобы из этого сделать выводы о норме, по крайней мере, нужно знать о существовании нормы, нужно отдавать себе отчет в том, что она изучает. О личности такая психология не может сказать ничего. Правда есть одно «но», если этой наукой занимается верующий человек, открытый Богу, то он, несомненно, совершит необыкновенные открытия. Все подлинно великие ученые были верующими людьми. Бог знает материю лучше, чем мы, и поэтому Он много тайн открывает такому человеку.

Когда мы рассматриваем человека традиционно, в научном плане, то дух ускользает, мы как бы проходим мимо самого существенного в человеке, т.е. того, что и делает нас людьми. Но, мы не должны экспериментировать с духовным. Мы не можем его изучать, мы может только быть в его присутствии, и нам откроется то, что нужно. Если нам удается отнестись к человеку, как к Образу Божьему, тогда нам будет открыто то, что нужно, чтобы ему помочь в каждом конкретном случае.

Ведя неразумный и неправедный образ жизни (в мыслях и делах), мы собираем, образно говоря, горящие угли на собственные головы, жар которых (в образе проблем и болезней) будем ощущать в недалеком будущем…

Неразумный образ жизни привносит в душу человека – конфликтность с собственным «Я», порождая глубокие психологические проблемы, часто переходящие в болезни и социальные неурядицы…

Но, так уж мы устроены, что в силу объективных причин и субъективных обстоятельств, обычно предпочитаем искать сокровища и блага жизни где-то вне себя. Десятки лет мы затрачиваем на их поиски, чтобы в итоге осознать: жизнь потрачена на погоню за иллюзиями и призраками.

В один прекрасный миг, осознав свою беспомощность, мы начинаем искать помощи у психотерапевтов, психоаналитиков, магов и других специалистов...

Все, кто сегодня проявляют хотя бы небольшой интерес к сфере психологии, самопознания, саморазвития и духовно-личностного роста, сталкиваются с огромным потоком информации на эту тему. Книги и статьи, курсы и семинары, тренинги и системы, обилие направлений и специалистов – все это обрушивается на наши головы…

Самостоятельно, без специальной подготовки, разобраться в этом шквале информации и отделить зерна от плевел очень и очень тяжело. В результате, многие из нас, попавшие на консультацию или тренинг, или попытавшиеся решить ту или иную психологическую проблему с помощью книг, нередко оказывается в тупиковой ситуации. Популярная система не работает или не отвечает нашим внутренним запросам, а рекомендации специалиста не помогают. Особенно это часто происходит с некоторыми западными направлениями и методиками (психоанализ, гештальттерапия, НЛП, трансперсональная психология и т.д.), которые спотыкаются и разбивают свои носы о проблемы российской действительности.

В чем дело? В загадочной русской душе, которая не по зубам методам западной психологии или в чем-то еще? Все оказывается проще, чем кажется на первый взгляд.

Большинство практикующих психологов и психоаналитиков в своей работе «не копают глубоко» внутрь той или иной проблемы, работая в основном с ее симптомами (повторяя ошибки врачей), но не с причинами. Чтобы не быть голословным достаточно привести пример практики борьбы с курением.

Представьте следующее. Молодая женщина обращается к психологу с просьбой помочь ей бросить курить. Специалист, анализируя проблему своей клиентки, создает индивидуальный план работы с клиентом. Затем, с помощью психологических методов (НЛП, психоанализ и т.д.), за некоторый период времени он достигает своей цели: тяга к табаку у пациентки проходит полностью.

Вроде бы, все – замечательно, проблема решена, деньги клиентки не пропали даром, человек избавился от дурной привычки…

Но, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дальнейшая судьба этой клиентки показывает, что была устранена только часть проблемы, так сказать - следствие, которое проявлялось в виде курения. Ее, вполне закономерным, продолжением становится появление других проблем: трудностей во взаимоотношениях с коллегами по работе, болезнями нервной системы и нарушениями в функционировании сердечно-сосудистой деятельности.

Почему? - спросите вы. Оказывается, курение сигарет давало этой даме возможность уединяться от коллег. Уходя из офиса, чтобы покурить, она говорила социуму, в котором работала, «оставьте меня» или «я хочу одиночества». Бросив же курить, она лишилась этой возможности.

Сегодняшнее время характеризуется достаточно мирным сосуществованием научного и религиозного мировоззрений.

Почему же многие люди, иногда, более доверяют свои проблемы магам, а не психотерапевтам или психологам? К сожалению, у многих из нас заложено в подсознании, что маг или шаман - это что-то такое особенное, из сказок. Если же говорят «психотерапевт», «психолог», то приставка «психо» запускает программу не очень приятных ассоциаций, в которых присутствуют образы психиатрической клиники, смирительной рубашки и т.п. вещей.

И потом, ответ на этот вопрос, мы можем найти в своем детстве….

Ведь, именно тогда, в детстве, мы любили слушать (или смотреть по ТВ) сказки, в которых невозможное становилось реальным: одного героя, погибшего в результате схватки с представителями зла, посредством «живой» воды возвращали к жизни, другому главному герою оказывал помощь некий заговоренный предмет, полученный из рук волшебника (клубок, зеркальце или скатерть-самобранка). Можно сказать, что в сознание русского человека с детства закладывается вера в сверхъестественные силы.

Поэтому, детская потребность в чуде имеет место быть в настоящем. Мы хотели бы получить быстрое исцеление или чудесным образом решить проблему, в крайнем случае, мы согласны испытать только ощущение, что все уже случилось или произойдет в ближайшее время…. К тому же, корни слов «маг», «шаман» - архаические, вероятно и это привлекают людей, находящихся в неуравновешенном духовно-психологическом состоянии.

Как бы там ни было, в любом случае, когда люди обращаются к магу, вывод однозначен: они хотят изменить свою жизнь пассивно - не прикладывая к этому никаких усилий. При работе же с психологом (психоаналитиком или психотерапевтом), человек, чтобы достичь желаемого результата, должен сам участвовать в этом процессе, в большинстве случаев серьезно меняя свою жизнь.

Кроме этого объяснения, есть и другие, более рациональные доводы, вносящие ясность в этот вопрос, вернее в ответ на него.

Появление и дальнейшее развитие, в нашей постатеистической стране, верований, связанных с древними языческими культами (магия, шаманизм и т.д.) было более чем закономерно. Политико-экономическая нестабильность, отсутствие четкой государственной идеологии при сильнейшем духовно-религиозном вакууме, плюс - кризис системы ортодоксальной медицины и фармакологии явились активаторами древних мистико-оккультных традиций, которые получили шанс на реанимацию, параллельно возрождению традиционных форм религиозности (православие, ислам и т.д.).

Для достижения же реальных, а не воображаемых изменений, как в области здоровья, так и успеха в жизни или профессиональной деятельности, необходимо, кроме нашего желания, развитие силы воли и работа по изменению или, точнее говоря, по очистке подсознания личности. Именно этим (чисткой подсознания) и занимается духовная психология, практически используя духовный опыт (практики в области молитвы - взаимодействия с Высшим Началом – Богом) основных монотеистических религий (иудаизм, христианство и ислам).

Духовная психология изучает особые взаимодействия и взаимоотношения человека (микрокосма) и окружающей среды (макрокосма). В частности, сюда входят вопросы о причинах возникновения у человека проблем физического, психологического и духовного характера. Ответы на эти вопросы и решение данных проблем зависят от многих факторов, но в первую очередь, от развития воображения и психической силы, развития творческого потенциала человека за счет его духовно-энергетического обмена с окружающей средой.

Все наши проблемы есть ничто иное, как результат происшедшего дисбаланса на трех уровнях нашего «Я» (дух, душа и тело). Те или иные проблемы, будь то болезни или социальные конфликты, приходят к нам из-за того, что мы не можем найти способ управления своей судьбою и обрести эликсир бессмертия, получить доступ в заветное хранилище времени, вечной молодости и здоровья. Каждый из нас понимает, что неминуемо состарится, и, подсознательно боится этого, ибо не знает, что будет после физической смерти. То есть, все наши страхи кроются в невежестве.

К сожалению, мы не владеем технологиями продления молодости, но очень хотим быть молодыми и привлекательными. Поэтому, стремимся улучшить свой внешний вид, который соответствовал бы общепринятым понятиям красоты и молодости. С этой целью, мы скупаем омолаживающую косметику, которая позволяет выглядеть моложе. Однако, при этом, мы обманываем не возраст, - мы обманываем себя.

Боязнь старости вызывает стресс, стресс приводит нас к болезни, которая (не столь важно – духовная или физическая) только усугубляет и ускоряет процесс старения. И возникает замкнутый круг. Если бы мы владели наукой гармоничной жизни и долголетия, и применяли бы ее на практике, то наш страх перед старением сменился бы постоянным ощущением счастья «здесь и сейчас».

Что бы там ни говорили, но человек сам – строитель собственной судьбы, высокого или низкого положения в обществе, роскоши или бедности, свободы или рабства.

Пространство судьбы многомерно, многослойно. Мы можем сознательно перейти на другой уровень судьбы и полностью изменить свою жизнь, а значит и условия своего существования, мотивы и программы поведения. И, тогда перед нами откроются новые перспективы развития, новые возможности в этой жизни. Научившись путешествовать по просторам своей судьбы, мы можем стать настоящими творцами своей жизни.

Сегодня самые разные специалисты, в том числе и психологи, все чаще обращаются к теме скрытых духовно-психофизических резервов человека. Увы, целостной системы, которая позволила бы, с одной стороны, понять, что же это такое - резервы духа, души и тела, а с другой – дала бы технологию эффективного использования их в жизни, пока не существует. Есть различные мнения и, соответственно, техники относительно их бытия и применения в решении тех или иных проблем.

Большинство людей только в состоянии измененного состояния сознания (ИСС) или экстремальной ситуации открывают для себя реальность этих резервов. Было бы очень здорово, если мы могли осознанно использовать их для работы с проблемами и болезнями. Ученые утверждают, что на сегодняшний день эволюции человека, резервы психики используются примерно на 6-8%, а неиспользованная часть в 92-94% дремлет внутри и остается невидимой для окружающих, подобно подводной части айсберга. Каким же образом пробудить эти резервы и поставить на службу человеку?

Человеческие возможности принято считать ограниченными. Стереотипные реакции, система психологических стандартов, внедряемых в сознание социумом, привычка работать вполсилы – все это препятствует нашему духовному развитию и совершенствованию, не дает шансов проявить скрытые резервы. В своей жизни (духовно-личностной и профессиональной) мы не реализуем и десятую часть возможностей восприятия, мышления, воображения и сознания. В процессе глубоко неправильной и дисгармоничной жизни мы все больше уподобляемся Евангельскому персонажу, зарывшему в землю собственные таланты. Между тем, нереализованные резервы психики нам мстят. Они создают в нас конфликты и глубокие психологические проблемы, которые часто заканчиваются физическими болезнями...

Об этом свидетельствуют данные психосоматической медицины. Человек, не реализовавший эти силы и не пробудивший до конца заложенные природой способности, никогда не сможет быть счастливым, гармоничным и целостным. Не сможет он добиться и настоящего прочного успеха в работе, бизнесе. Можно сказать, что не разрешенная психологическая проблема сродни болезни, – она лишает человека целостности, а значит и ощущения психофизического и духовного здоровья.

Решение психологических проблем, по сути, и есть исцеление, то есть обретение гармоничного равновесия (баланса духа, души и тела), что невозможно без пробуждения духовно-психофизических резервов человека, которые потенциально безграничны и не имеют пределов и ограничений для роста. Любой человек, состоявшийся в работе, карьере, творчестве и бизнесе – это человек, открывший для себя эти резервы и научившийся эффективно использовать их в своей жизни.

Для современной России наиболее характерны два вида психологической помощи: скорая психологическая помощь и духовно-психологическая терапия. Практика длительного взаимоотношения с психологом пока не находит широкого отклика в душах большинства наших соотечественников, хотя некоторые из них проникаются необходимостью иметь личного психолога или психоаналитика, отчасти следуя веяниям западной моды, проникающей во все области нашей жизни, а отчасти повинуясь голосу здравого смысла.

Социальный же заказ на работу профессионального психолога давно уже сформировался в обществе, или точнее, в некоторой его части, осознавшей необходимость в квалифицированной помощи для преодоления возникших трудностей.

Понятие «психологическая помощь» является наиболее устоявшимся в психологической практике. Основными направлениями такой практики следует считать - психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию, психологическое консультирование и психотерапию. Задача психолога, таким образом, уподобляется задаче врача: поставив диагноз и, затем, помочь человеку нормализовать его жизнедеятельность.

Безусловно, нет ничего плохого в том, что у человека, помимо личного врача и адвоката, будет и персональный психолог (психоаналитик), посвященный во все тонкости духовно-психологического здоровья своего клиента, адекватно оценивающий его состояние и поддерживающий жизненный тонус. В этом случае происходит обучение различным психотехникам, разрабатывается индивидуальная программа человека, связанная, например, с погружением в атмосферу его детства, ликвидацией детских психологических комплексов и формированием новой личностной истории.

Работа с человеческими проблемами выходит за рамки классической психологии, психотерапии и НЛП, уходя в мир духовно-мистических реалий, которые, впервые и всерьез, стал изучать известный психолог-мыслитель – основатель аналитической психологии – Карл Густав Юнг.

Длительность и действенность психологической помощи определяется спецификой проблемы или личности.

Есть люди, которым достаточно одной консультации, и она являет собою кратковременную психологическую помощь. Другим необходима духовно-психологическая терапия, продолжительностью от 7 до 40 сеансов. За это время проводится психологический «ремонт» личности. Особое место занимает психологическое сопровождение. Оно может длиться от девяти месяцев до девяти лет. Это западные стандарты психологической помощи, которые присущи Европейским странам и США, где люди ходят к психологам и психоаналитикам годами.

Существует много программ психологической помощи. Одна из них, на мой взгляд, наиболее эффективная, является программой раскрытия духовно-психофизических резервов и творческого потенциала человека. Она включает в себя систему индивидуальных консультаций и сеансов, прохождение тренинг-семинаров самопознания и духовного развития. Определенное место в тренинге занимают некоторые приемы и упражнения из духовного наследия христианской психологии, способствующие формированию у человека навыков духовно-психологической самопомощи.

Несколько слов о том, что представляет собою консультация в контексте духовной психологии и как она проходит. Она состоит из трех этапов.

На первом этапе выявляется характер проблемы, чему способствует откровенная беседа о причинах клиента, побудивших его принять решение обратиться за помощью к психологу. Эта беседа проводится под знаком эмпатии, для непосвященного она напоминает христианскую исповедь.

Второй этап консультации – является духовным анализом проблемы, в процессе которого человек освобождается от психических блоков и комплексов, и заряжается позитивной энергией

Третий этап консультации - выработка стратегии и тактики в решении проблемы. На этом этапе клиент посвящается в секреты основных психотехник, психологических методов и упражнений, которые он должен проводить, чтобы выход из ситуации был более быстрым и эффективным.

Каждая консультация длится примерно 1-1,5 часа и может иметь логическое продолжение в виде сеанса. Несколько слов о его специфике сеанса, проводимого духовным психологом.

Духовно-психологический сеанс – установление контакта с духовной и душевной сторонами личности клиента, работа по ликвидации существующего дисбаланса сознания и подсознания. Применяемые, в данном случае, методы работы ничего общего не имеют с традиционным гипнозом, НЛП и т.п. манипулятивными технологиями современной практической психологии. В процессе индивидуального сеанса человека обучают техникам личностной борьбы с негативными эмоциями, предоставив в распоряжение эффективные методы самостоятельной работы с проблемами своей жизни. Таким образом, человек овладевает основами духовной самопомощи и обретает долгожданную свободу, как от негативного влияния адептов оккультно-магических практик, так и от навязчивых предложений недобросовестных психологов, желающих «посадить клиента на иглу психологической зависимости» с целью решения своих материальных проблем за счет чужого несчастья.